Казахстан

Республика Казахстан расположена в Центральной Азии. На севере и западе граничит с Россией, на юго-востоке — с Китаем, на юге — с Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном. Казахстан находится в самом центре Евразийского континента, и по площади является девятой по размеру страной мира.

Казахстан – это страна дивной природы, грандиозных гор, сияющих ледников, скалистых каньонов, полноводных рек и озер с чистейшей водой, с огненными пустынями и поющими песками, с богатым разнообразием флоры и фауны. Большая часть территории – это необъятные степи и пастбища. 

Казахстан – страна одной из древних цивилизаций Евразийского континента, родина кочевых племен, на  территории которой проходил крупный отрезок Великого Шелкового пути. Это также страна бескрайних степей, заповедных мест и курортов. Вас ошеломит прикосновение к остаткам древних цивилизаций, неизведанный мир культуры воинственных благородных номадов.

В Казахстане представлены практически все виды туризма: познавательный, развлекательный, горный, спортивный, лыжный туризм, оздоровительно-лечебный, деловой, религиозный, этнический, экологический и медицинский, а также рафтинг, альпинизм, охота с беркутом и другие.

2000px-Kazachst-n-pah-l-obr-zek.svg_

Этнокультура

Казахские традиции берут свое начало еще с давних времен. Культура кочевых народов формировалась под влиянием сурового климата, постоянной смены места жительства, и порой именно от того, какой прием окажут заплутавшему путнику, зависела не только его жизнь, но и благополучие целого поселения. Каждый казах считает своей добродетелью и достоинством готовность расстелить дастархан (т.е. накрыть стол для гостя). Обычаи требуют, чтобы гость был напоен чаем и обильно накормлен.

Традиционным жилищем казахов издревле была юрта, одно из самых старых и самых больших изобретений евразийских кочевников, практичное и удобное жилье. Самым большим его преимуществом была мобильность (помещалась на одном верблюде или лошади), легкость конструкции и простота сборки. Юрта также отображала религиозные воззрения людей того времени. Так, например, шанырак был символом преемственности поколений, единстве времен и гармонии жизни. Передававшийся из поколения в поколение, шанырак олицетворял продолжение рода, покровительство предков, благосклонность небесных светил.

Также при установке юрты, первым делом намечалось местоположение двери. Традиционно вход располагали на востоке. Это играло немаловажную роль, так делалось для того, чтобы на новое место вместе с лучами солнца, первым дело, зашло благо.

04 (3)

Декоративно-прикладное искусство казахов

На территории Казахстана с давних времен развивались прикладные ремесла, изготовлялись предметы из стекла, глины, дерева и кожи. Получила широкое распространение резьба по дереву, кости, камню. Развивалось художественное литье и чеканка из олова и бронзы. Казахские мастера и ремесленники создавали удивительные изделия и оружие: боевые топорики, секиры – ай-балта, луки – садаки, колчаны – корамсаки. Также интересным направлением в прикладном искусстве стало художественное плетение из чия (соломы).

С древнейших времен в Казахстане известна вышивка – разноцветными нитями, бисером, стеклярусом, жемчугом, в качестве материалов выступали в основном ткани, кожа и войлок. К традиционным видам декоративно-прикладного искусства Казахстана относится и художественная резьба, которой в основном декорируют предметы быта, посуду и мебель. Свои собственные орнаменты использовались и при декорировании элементов жилища и иных архитектурных сооружений.

Исконным ремеслом казахов является ковроткачество. Со стародавних времен и по настоящее время стены домов часто украшают традиционными коврами ручной работы, которые называются «сырмак». Про них говорят: скромен ковер по цвету, но узор его точен; прост на вид, а сделать его нелегко. Надо заблаговременно накосить в степи чий, заготовить баранью шерсть, хорошо постирать ее и покрасить каждую кипу шерсти в свой цвет. Довольно трудоемок и сам процесс изготовления такого ковра.

Обычаи и традиции являются важной составной частью культуры любого народа. Можно сказать, что они составляют собой ту суть, что определяет самосознание и гордость своего народа своими традициями, культурой, предками, иначе говоря, являются основой единства нации, передающейся из поколения в поколение.

1.1.1

Ювелирное дело – специфическое производство, требующее от мастеров высокой профессиональной подготовки. Большинство видов казахского декоративно-прикладного искусства имело характер домашних промыслов, однако ювелирное дело стало исключением, так как в данном случае имело место профессиональное производство. Казахские ювелиры-зергеры (в переводе с персидского языка «зерзар» означает «золото») работали индивидуально и передавали свое мастерство по наследству. Самым популярным материалом для работы являлось серебро.

Большой популярностью у казахских женщин пользовались амулеты треугольной формы (тумар), съемные украшения и браслеты (блезики), различные кольца и серьги, шашбау – длинные цепочки сложного плетения (часто двойные или тройные). Шашбау заканчивались пышными шелковыми кистями, образованными из шнуров, или серебряными подвесками. Шашбау крепились у основания кос и спускались по всей их длине.

У каждого зергера был набор специальных калып (форм) для изготовления ювелирных изделий. Для создания украшений умельцы прибегали к самым разным приемам и хитростям. Использовались и отливка по формам, и холодная ковка, и насечка серебра по железу. Казахские ювелиры также владели искусством филиграни и техникой зерни (составления рисунка украшения из мелких шариков).

84e48ec6eca1e801c2635907a0a4d0fa

Обычаи и традиции

Вся жизнь кочевника была пронизана народными обычаями, церемониями и праздниками. Как и во всех странах, где распространен ислам, у казахов принято отмечать два ежегодных религиозных праздника — ураза айт и через 70 дней — курбан-айт. В это время обычны денежные и другие подношения мечетям, святым лицам и местам, осуществляются паломничества и празднования в кругу семьи среди родных и близких.

С давних времен особую роль в жизни казахского народа играл праздник весны и новой жизни – Наурыз, знаменующий приход весны и пробуждение природы после долгого зимнего сна. Считалось, что чем богаче и щедрее будет отмечен и проведен этот праздник, тем благополучнее и благословенней пройдет следующий год. Этим обуславливается его длительность (до 7 дней) и изобилие праздничных столов, обычаев, игр и прочих атрибутов народного гуляния.

Однако обычаи и традиции казахского народа связаны не только с празднествами. Существовал и ряд бытовых, можно сказать повседневных обрядов. Казахи верили в очистительную силу огня. Так, например, покидая прежнюю стоянку, чтобы избавиться от действия недобрых сил, следовало провести караван со скотом между большими кострами.

Особое внимание стоит уделить и традиционным играм, наиболее популярной из которых была игра «ак суйек». Суть данной игры состояла в поиске брошенной далеко в степь белой берцовой кости барана. Широко были распространены и детские игры. Самая любимая из них — альчики, или асыки, — раскрашенные овечьи и подкопытные бабки. Асычки расставляются в ряд. Игрок бросает с расстояния нескольких метров асык-биток, которым нужно выбить другие асыки из кона (круга). Также необходимо, чтобы биток стал в определённую позицию. Игра в асычки развивает глазомер, вырабатывает ловкость. Древность этой игры подтверждена археологическими находками на всей территории Казахстана.

trapeza_1

Прием гостей

Гостеприимство является главной чертой казахской культуры и казахских обычаев. Радушное отношение к гостям ставилось превыше всего: их угощали горячим ароматным чаем или прохладным кумысом и традиционными блюдами казахской кухни. В доме хозяина гостю отводилось особое почетное место – тор, а также ему отдавались самые лучше части приготовленных блюд, и принадлежало право первенства в их дегустации. В суровых степных условиях традиции гостеприимства значили очень много и способствовали установлению хороших отношений между разными родами, а также сглаживали уже существующие конфликты и препятствовали появлению новых разногласий. Также существовал ряд традиций при оказании гостеприимства путнику, например такой интересный обычай, как конаккаде, или же «испытание искусством». Согласно этой традиции, хозяин дома вправе попросить гостя спеть или сыграть на музыкальном инструменте. Этот обычай – не столько действительно испытание, сколько способ весело провести время во время застолья.

Конакасы – традиция, связанная с угощением гостей. В казахской культуре гости делятся на три типа: арнайы конак (приглашенный гость), кудайы конак (случайный гость) и кыдырма конак (нежданный гость). Для приема каждого из них существовали специальные ритуалы, причем в давние времена против хозяина дома могли быть применены даже особые «штрафные санкции», если он нарушал нормы гостеприимства.

c51ce410c124a10e0db5e4b97fc2af39

Национальная кухня

Основные блюда являются мясными. Одним из самых известных и популярных казахских блюд является бешбармак, который готовится из варёной свежей баранины с кусочками раскатанного варёного теста. Также популярными блюдами являются куырдак — жареные кусочки печени, почек, легких, сердца и т. п., кеспе – лапша и сорпа — мясной бульон. Любимым среди местного населения и экзотичным для иностранцев блюдом является казы. Это колбаса из конины.

Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (кислое кобылье молоко), шубат (кислое верблюжье молоко), айран (кефир), каймак (кислая сметана), сузбе (творог), курт (высушенный солёный творог), иримшык (сушеный творог из овечьего молока), и др.

Наиболее распространённым видом традиционного хлеба являются баурсаки, жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста. Это блюдо можно легко приготовить в походных условиях.

Из напитков основным и любимым является чай. К слову сказать, Казахстан входит в мировую десятку стран, любителей чая. Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире — 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения. Чай по-казахски — это крепкий чай со сливками.

maxresdefault

Казахское музыкальное искусство

Казахское музыкальное искусство традиционно сольное. Характерным для традиционной казахской музыки оказалось и то, что она долгое время оставалась бесписьменной. Конно-кочевая цивилизация в силу своей подвижности и соответствующих условий жизнедеятельности не могла развивать те жанры искусства, которые требуют стационарных условий и городского быта, такие как живопись (хотя существуют наскальные росписи), монументальная архитектура и скульптура, жанры театрального искусства и пр. Эта же причина послужила основанием развития устного художественного творчества. Именно поэтому вся духовно-культурная энергетика номадической цивилизации была сосредоточена в музыке, слове и орнаменте. Поэтому, наверное, ни у одного из народов, стоящих на той же ступени развития, что и казахи, музыкальному искусству не уделялось столь огромное внимание. Казахи сами были великолепными исполнителями и музыкантами, в их традициях была обязательная передача опыта молодым поколениям.

Распространению музыкального искусства способствовали постоянно разъезжавшие по аулам профессиональные певцы (оленши, энши) и музыканты (куйши). Наибольшую известность в народе получали такие исполнители, у которых искусство пения и игры на инструменте сочеталось с даром импровизации на злободневную тему. Сказители и поэты-импровизаторы при исполнении легенд и сказок, эпических или историях сказаний не только пели, но и рассказывали, и играли на инструменте, усиливая свое исполнение выразительной жестикуляцией и мимикой.

В наши дни изготовление национальных музыкальных инструментов, как одно из наиболее интересных направлений возрождаемых ремесел и декоративно-прикладной продукции обрело второе дыхание, поскольку продолжается дальнейшее развитие концертной деятельности многочисленных самодеятельных и профессиональных коллективов. Они пользуются спросом не только у специалистов, но и у коллекционеров.

04